В первой части статьи мы узнали о том, для чего применяют нейтрально-серые градиентные фильтры при съёмке пейзажа, и я предложил градиентный фильтр на 2 стопа с мягким переходом в качестве более-менее универсального. Предположим, вы решили обзавестись своим первым градиентником. Какую марку выбрать? Даже на российском рынке представлены несколько разных производителей градиентных фильтров.
У многих фотографов знакомство с градиентными фильтрами начинается с французской фирмы Cokin, потому что эти фильтры самые дешёвые, и у Cokin есть совсем недорогие фильтры формата M (серия P), которые годятся для любительских объективов с резьбой до 82 мм. Кроме них, вы могли встретить марки Lee Filters, Singh-Ray. Но все ли йогурты одинаково полезны? 🙂
Сразу стоит предостеречь от использования фильтров Cokin. На широкоугольных и сверхширокоугольных объективах они дают лиловый или красноватый оттенок на небе по краям той части кадра, что была закрыта затемнённой стороной фильтра. От этого цветного виньетирования довольно неприятно избавляться в постобработке. Откуда берётся это цветное затемнение? Очевидно, это следствие оптических свойств фильтра, которые реально имеют значение для фотографии. Покупая градиентный фильтр, хотелось бы видеть его спектральные характеристики, но… производители их не публикуют, да и вообще в интернете их невозможно найти!
Нейтрально-серый градиентный фильтр Cokin P121M даёт паразитный лиловый оттенок на затемнённой части кадра. Обратите внимание на линию перехода, пересекающую струйки воды в левой части кадра. EF-S 10–22mm f/3.5–4.5 USM, Cokin P121M, ISO 125 f/7.1 150″.
Раз невозможно было найти оптические спектральные характеристики фильтра, пришлось изучать их самому с помощью спектрофотометра. Спектрофотометр – это прибор, который раскладывает попадающий в него свет на составляющие (да-да, с помощью призмы, прямо как в школьных опытах по физике) и измеряет интенсивность излучения в зависимости от длины волны. И если камера, грубо говоря, видит яркость только синей, зелёной и красной составляющих света в видимом диапазоне, то спектрофотометр „видит“ в десятки раз более детальную картину.
Для изучения спектров пропускания светофильтров я использовал спектрофотометр X-Rite Colormunki. Исходно его используют для калибровки мониторов и проекторов, но с помощью специального софта можно извлечь из прибора „сырые“ данные с точностью 3.33 нм.
Под рукой были несколько нейтрально-серых градиентных фильтров плотностью 2 стопа под марками Cokin, Lee, Singh-Ray и Formatt Hitech (какие смог достать). Измерив прибором спектры пропускания фильтров (какая часть света поглощается, а какая – пропускается фильтром, в зависимости от длины волны), мы получаем представление, как пластина будет работать со светом в реальной жизни.
Данные, полученные с прибора, представляют в виде спектра – графика, в котором по горизонтали длина волны в видимом диапазоне, от фиолетового через синий, зелёный, жёлтый и оранжевый к красному, а по вертикали – доля излучения, которую пропускает исследуемый фильтр.
Видно, что прозрачная часть исследованных фильтров пропускает свет более-менее равномерно на уровне 92%. А вот свойства затемнённой части фильтров различаются: наименее равномерное (плохое) пропускание у фильтров Cokin и Singh-Ray. Это означает, что в реальной жизни оттенки жёлто-оранжевого и синего цвета будут искажены. Кроме того, у Cokin и Singh-Ray пропускание в длинноволновой („красной“) слишком велико и почти в полтора раза превышает этот показатель у хороших фильтров Lee и Formatt. То есть на самом деле фильтры хорошо затемняют синий и зелёный свет, а красный почти целиком пропускают. Вот вам и объяснение того, почему Cokin даёт цветное виньетирование по краям затемняемой части кадра. Лучи света, идущие в край кадра при использовании широкоугольного объектива пересекают существенно большую толщину фильтра (см. рисунок), и на синий цвет неба накладывается непропорционально большая доля красного, что приводит к цветному виньетированию. Поэтому для использования с широкоугольным объективом фильтр должен обладать как можно более равномерным пропусканием.
Лучи, приходящие в край кадра, пересекают большую толщину фильтра, нежели лучи, формирующие центральную часть изображения.
Из этого небольшого теста следует, что лидером по качеству является нейтрально-серый градиентный фильтр Formatt-Hitech HD ND Soft Edge .6 4×4.5". Неудивительно, всё-таки Formatt HD изготовлен из лучшего в мире оптического стекла (!) Schott Superwhite, но он и стоит больше $300 (!) – почти как среднего уровня объектив. Зато продукция Lee Filters почти такая же качественная при цене втрое меньше. Аутсайдеры – Cokin и хвалёный Singh-Ray.
Оправдывает ли стеклянный фильтр Formatt свою цену? И да, и нет. Стеклянная пластина тяжёлая и запотевает на морозе и в туман, зато это стекло, которое не сгибается, и с ним комфортно работать в перчатках без опасений поцарапать. Однако вы едва ли заметите разницу между кадрами, снятыми с фильтрами Formatt и Lee. В отношении спектральных характеристик они почти одинаковы. Lee из оптического полимера – вот отличный выбор для прижимистого пейзажиста!
Полигональные озёра на исходе дня. Горы Хибины за Полярным кругом, Кольский полуостров, Россия. EF 17–40mm f/4L USM, поляризационный фильтр Marumi Super DHG, градиентный фильтр Formatt HD ND Soft Edge .6 4×4.5", ISO 200 f/11 1/1.3.
Надеюсь, что этот материал поможет вам решить, нужен ли вам для пейзажной работы градиентный фильтр, и если да, то какой из них выбрать. Используйте хороший градиентный фильтр, по-максимуму работайте с кадром при съёмке, и берегите глаза, проводя время на природе, а не за компьютером! Замечательных вам фотографий!