Практически все то время, как я занимаюсь пейзажной фотографией, я пробую продавать свои работы. Для меня, человека выбравшего это занятие в качестве своей профессии, это критически важная вещь. Если мои работы продаются, значит я хорошо делаю свою работу. Безусловно, первые романтические представления о безмятежном стоковом бизнесе плавно сменились более реалистичным восприятием реалий стоковой фотографии. За все эти годы я накопил изрядное количество опыта и пришел к пониманию, какую нишу могу занимать там лично я, со своими пристрастиями, со своим стилем, со своими идеями. Этим опытом я планирую поделиться со всеми, кто следит за проектом «Пейзаж в кадре». Сегодняшний материал будет введением, я расскажу о том из чего состоит рынок стоковой фотографии о том, где вообще можно продавать свои работы.
Микростоки
Одна из самых доступных частей рынка стоковой фотографии — микростоки. Это фотобанки, которые предлагают покупателям работы по очень низким ценам и ориентируются в первую очередь на массового клиента с небольшим бюджетом: небольшие дизайн-студии, дизайнеры-фрилансеры, владельцы веб-сайтов и небольших бизнесов. В этом сегменте существуют три основные модели продаж: поштучные, пакетные продажи и продажи по подписке. В первом случае покупатель может зайти на сайт фотобанка, отыскать нужную фотографию, оплатить ее стоимость и скачать файл себе на компьютер. В случае с пакетными продажами покупателю предлагается сначала выбрать и приобрести пакет, состоящий из некоторого количества условных единиц — кредитов, а затем, оплачивать фотографию этими кредитами. Третий подписочный вариант работает схожим образом, однако покупатель вместо кредитов покупает месячный пакет, состоящий из заранее определенного количества фотографий, которые можно скачать в течение месяца. Несмотря на такое разнообразие моделей продаж, работая с микростоками автор получает оплату за каждую продажу в весьма ограниченном диапазоне: от $0.2 до $5. В редких случаях, если покупатель приобретает расширенную лицензию, автору может доставаться $20-$100. Но такие ситуации встречаются не часто, в лучшем случае по специальной цене случается каждая сотая продажа, и то далеко не в каждом портфолио.
Начать работу с микростоками может практически любой желающий, порог вхождения для новых авторов очень низок. Чаще всего работы можно отправлять на продажу сразу после регистрации, либо нужно пройти формальный экзамен, прислав несколько своих работ. Инспекторы обращают внимание исключительно на техническое качество фотографий, не принимая в расчет коммерческий потенциал. Вся техническая работа, связанная с прописыванием ключевых слов, придумыванием описаний и загрузкой на сайт возложена на автора. Несмотря на низкие цены, фотографии на микростоках продаются очень часто. Обычно при портфолио от 100 работ продажи случаются каждый день.
Основные микростоки: Shutterstock, iStock, Fotolia, Depositphotos, Bigstock, 123RF.
Макростоки и агентства
Помимо микростоков, который возникли на рынке относительно недавно, в стоковой фотографии существуют так называемые макростоки. Это площадки так называемого премиального контента. Самыми яркими примерами макростоков являются GettyImages и Corbis. Цены на фотографии на этих площадках в разы выше, чем на микростоках, а стоимость одной продажи может варьироваться в самых широких пределах, в зависимости от типа лицензии и назначения использования. В среднем от каждой продажи автор получает от $20 до $200, но случаются и редкие продажи фотографий за деньги в несколько, а то и на порядок большие. Клиентами макростоков являются крупные рекламные агентства и бренды, которые чаще всего делают выбор фотографий для своих проектов точно понимая необходимую им стилистику, атмосферу и эмоциональную составляющую кадра.
Вхождение в рынок макростоков для фотографа не такое очевидное, как в случае с микростоками. Такие монстры, как GettyImages и Corbis крайне неохотно работают с индивидуальными авторами. Основной их бизнес — это сотрудничество с фото агентствами, которые на регулярной основе предоставляют им качественные фотографии, в то время, как фотограф-одиночка на длинной дистанции на такую стабильность не способен, а значит менее выгоден для фотобанка. Исходя из этого, практически единственно верным вариантом начать продавать свои фотографии на макростоках — заключить контракт с одним из таких агентств. Плюсом такой формы сотрудничества является то, что работы будут продаваться сразу на многих макростоках одновременно, в то время как прямой контракт с тем же Getty требует эксклюзивных прав на продажу отобранных работ. Основным же минусом является то, что заработанные от продаж деньги придется разделить с агентством в пропорции прописанной в контакте. К тому же, агентства гораздо более придирчивы к содержанию работ и отбирают гораздо меньшее число фотографий, чем микростоки, поэтому портфолио растет заметно медленнее. Еще одним существенным отличием от микростоков является то, что вся техническая работа возлагается на агентство, при этом автор работает с закрепленным за ним арт-директором, с которым всегда можно обсудить планы на будущие съемки, получить совет и руководство какие фотографии будут иметь лучший потенциал продаж.
Агентств, работающих по описанной выше схеме довольно много. Я приведу лишь несколько названий, с которыми мне доводилось соприкасаться: ImageSource, Beyond, Blend Images, Westend61, Fstop.
В чем разница?
Продавать природную и пейзажную фотографию возможно и через микростоки, и через макростоки/агентства. При этом важно понимать, что основная разница между этими площадками заключается не столько в большой разнице в ценах, сколько в стилистике тех работ, которые на них продаются. Это ключевой момент, потому что создавая работы на продажу нужно четко понимать, кто является вашим потенциальным покупателем. Природная фотография на микростоке — это чаще всего идеальные изображения максимально архетипических мест и объектов. То есть материальные иллюстрации тех образов, которые возникают в сознании человека. Например, когда мы говорим «лес», у нас перед глазами стоят массивные стволы деревьев, залитая солнцем поляна, много зелени и света. Именно такой должна быть успешная фотография с ключевым словом лес на микростоке. Она должна быть максимально универсальной, без какой-либо привязки к реальной местности. Этот лес может находиться практически в любой точке мира. Микросток зачастую поощряет и приветствует цифровой концептуальный коллаж, яркую и сверх-насыщенную картинку, при этом реалистичность и привязка к географии чаще всего не является критерием успешных продаж.
Несколько примеров портфолио на микростоках: AVTG, Creative Travel Projects.
Стиль работ для макростока — практически полная противоположность. В этом сегменте покупатель хочет максимально естественное и реалистичное изображение. Излишняя идеальность воспринимается как нарочитость даже в концептуальных работах. Здесь очень важна географическая привязка к месту съемки. На одно из первых мест выходит настроение и эмоции, при этом допускается эстетически привлекательное техническое несовершенство, такое как, например, оправданное сюжетом частично выбитое (правда не в ноль) небо или приятные глазу блики от контрового солнца. Также поощряются эксперименты, поиск необычных подходов к съемке, концептуальность. И еще одна особенность, о которой нельзя забывать — на макростоках можно найти фотографии редких явлений или событий имеющих научную ценность.
Несколько примеров портфолио на макростоках: Ingmar Wesemann, Евгений Тимашёв, Roine Magnusson, Сергей Горшков.
Где продавать?
Несмотря на то, что вопрос поставлен ребром, точного и обобщенного ответа на него нет. Каждый фотограф должен критически оценить свой собственный стиль, пристрастия, какие сюжеты он любит снимать, что для него важно, какие работы преобладают в уже существующем портфолио. Все это поможет понять в каком сегменте стокового рынка больше шансов на успех, примеры успешных портфолио есть и в том, и в другом направлениях. Причем, совсем не обязательно выбирать что-то одно. Наоборот, если у фотографа получается находить успешные и востребованные сюжеты для разных коллекций — это лишь увеличивает коммерческий потенциал портфолио. Важно понимать, что стоковая фотография — это тяжелый труд. Для того, чтобы это занятие стало приносить какие-то ощутимые деньги необходимо иметь не менее тысячи хороших работ, а с учетом современного насыщения рынка стоковой фотографии, портфолио должно состоять из нескольких тысяч фотографий. Также нужно держать в уме, что природная тематика — одна из самых конкурентных на рынке, поэтому шансы на хорошие продажи имеют только качественные работы. В целом, несмотря на большой разброс цен, при правильном выборе площадки для продаж, одна фотография в микросток-портфолио приносит весьма сопоставимые деньги с одной фотографией в макросток-портфолио, так как снимки по низкой цене покупают гораздо чаще. Поэтому основным критерием выбора остается стилистика и личные предпочтения в фотосъемке каждого отдельного фотографа.
Тема стоковой фотографии весьма объемна, и я еще не раз буду возвращаться к ней в рамках проекта «Пейзаж в кадре».
— Евгений Тимашёв.