Всякий раз, когда мы хотим снять фотографию с эффектным закатным или рассветным светом, мы сталкиваемся с проблемой большого перепада яркости между передним планом и небом. В борьбе с излишним контрастом сцены нам помогают градиентные фильтры, либо съемка со штатива нескольких экспозиций, на самой светлой их которых хорошо проработаны теневые участки, а на самой темной — самые светлые зоны кадра. Второй вариант требует несложной доработки кадра в фоторедакторе, а именно нам требуется собрать имеющиеся несколько экспозиций в один кадр без выбитых светов и проваленных теней. Такой процесс в англоязычной терминологии называется блендингом (blending), ну а на русский это можно перевести, как «слияние». Сегодня на примере одной из своих фотографий я покажу как это самое слияние можно сделать вручную в Фотошопе.
Исходный материал: три кадра с разной экспозицией. Снимаю я чаще всего в режиме брекетинга: 0, -2, +2. Для начала нужно проявить их в RAW-конверторе.
Я работаю с Nikon Capture NX. В подавляющем большинстве случаев все ограничивается ползунками в окошке Quick Fix. В первом кадре меня интересует район горизонта, поэтому я повышаю контраст, чтобы игра света на дальних холмах выглядела выигрышнее всего. Затем подтягиваю тени ползунком Shadow Protection. При этом я не обращаю никакого внимания на темный передний план и пересветы в небе.
Эта экспозиция снята с максимальными деталями на переднем плане и полностью проваленным небом. Здесь меня интересуют только нижняя часть кадра. Так как снимок получился немного светлым, я корректирую экспозицию на -0.35 ступени и повышаю контраст. Все значения выбираю на глаз. Никаких чисел или диапазонов заранее в голове не держу. В конце чуть подтянул света, но можно было этого и не делать. В результате получил картинку с хорошими деталями и контрастом переднего плана.
Здесь меня интересует только небо. Для начала подправляю экспозицию, чтобы картинка стала чуть светлее. Затем добавляю контраст и подтягиваю тени, чтобы дальние холмы не провалились в черное.
Открываю все три картинки в Фотошопе. Совмещаю их в одном файле в три слоя. Самый нижний — это средняя экспозиция. Это как бы основа с неплохой проработкой в середине кадра, но не очень хорошими деталями вверху и внизу. Сверху я помещаю самый светлый кадр. И еще сверху — самый темный. Такой порядок слоев я выбираю всегда, ниже будет объяснено почему.
Отключаю отображение верхнего слоя, добавляю светлому слою маску и рисую на ней черно-белый градиент. Жесткость перехода подбираю экспериментально, чтобы он не был заметен на фотографии.
Если передний план мне кажется чрезмерно светлым, я могу отрегулировать прозрачность верхнего слоя ползунком Opacity. Именно поэтому я располагаю светлый слой выше темного. В обратной ситуации так элегантно настроить баланс яркостей планов не получилось бы. Далее я включаю верхний слой и повторяю ту же операцию с градиентной маской для него.
Сливаю все слои в один и перевожу картинку в пространство Lab. Мне нужно чуть увеличить контраст и слегка добавить насыщенности, так как цвета «из камеры» чаще всего получаются жухловатыми (но не всегда). Контраст я повышаю кривыми в канале Lightness. Почему в Lab, а не RGB? Работа с каналом Lightness не затрагивает цвет, только яркостную составляющую.
После увеличения контраст передний план мне показался немного темноватым, поэтому я осветлил картинку при помощи уровней и градиентной маской оставил влияние корректирующего слоя только на камни впереди.
Последний этап — добавление насыщенности. Делаю это, круто задирая кривые каналов a и b и выставляя прозрачность этого слоя на 15%. Значение прозрачности подбираю на глаз, но обычно это от 8 до 16, в зависимости от снимка.
В конце мне захотелось сделать фотографию чуть более теплой. Для этого я в уровнях немного сместил правый ползунок канала b, тем самым слегка сместив баланс цветов в сторону желтого.
Фотография обработана. Подобным способом можно собрать подавляющее большинство фотографий и я пользуюсь им постоянно. При определенной сноровке весь процесс не занимает более 5-7 минут.
P.S. Предлагаю всем, кто хочет научиться обработке пейзажных кадров, свою электронную книжку «Пейзаж в темной комнате» о продвинутых методиках обработки.