Как сделать пейзажный кадр, который будет по настоящему интересен зрителю? Что должно быть внутри, в какое время снимать, как выстраивать композицию? В этой статье будем разбираться со всеми этими вопросами. А в конце, для тех кто дочитает, будет приятный бонус.
Чем отличается интересный кадр от обычного?
Занятие фотографией на первый взгляд несложное. Кадр создается за доли секунды. Все что этого нужно — камера. Но каждый человек, увлекающийся фотографией знает, что итоговые снимки получаются разными. Чаще всего проблема заключается в том, что очаровываясь красотой окружающего пейзажа, мы делаем кадры, но большинство из них получаются обыденными. В них нет внутренней магии, заставляющей погрузиться внутрь и испытать эмоции.
Иногда, по какой-то причине, один кадр из серии получается другим. Он явно выделяется из всей остальной массы. Он, по какой-то причине, нравится тебе самому. Каждый человек выделяет такие снимки доверяя своей интуиции. Но это не идеальный подход. Интуиция хорошо, когда она базируется на точном понимании, почему этот кадр интересный, а другие — нет. Чего не хватает основной массе фотографий для того, чтобы стать интересными? Что есть такого «волшебного» в тех кадрах, которые, вдруг, выделяются из общей массы? Давайте попробуем выделить пять конкретных вещей, которые помогут создавать больше интересных снимков. А также добавят осознанности в процессе поиска и создания кадров.
Что же именно делает кадр интересным?
Условно фотографов можно разделить на два типа. Первый — постановщики. Они создают свет, композицию, выбирают моделей с нуля. Яркий пример — портретные фотографы, которые продумывают образы место и время съемки заранее. Пейзажные фотографы работают иначе. Это второй тип подхода к съемке. Пейзажисты — собиратели. Мы не можем управлять солнцем, погодой, расположением объектов на локации. Мы должны постоянно подстраиваться и собирать интересный кадр из того, что есть, никогда заранее не представляя итоговый результат.
Все пять перечисленных ниже вещей связаны с собирательством. Не обязательно все они должны присутствовать в одном кадре. Но каждая из них значительно усиливает интерес к фотографии. Поэтому старайтесь собрать в одном снимке сразу несколько перечисленных ниже вещей.
1. Выразительный передний план
Звучит банально, но менее важным от этого элемент не становится. Тем не менее, для видовых снимков, снятых на широкоугольный объектив, это пункт номер один! Передний план в таких фотографиях занимает значительную часть кадра. Чаще всего именно туда смотрит зритель в первую очередь. Поэтому, вы просто обязаны сразу завладеть его вниманием. Это должен быть акцент! И чем менее банальным он будет, тем интереснее будет итоговый снимок.
В красивом месте мы в первую очередь обращаем внимание на дальний план. Мы говорим «красивый вид», подразумевая красивый дальний план, который мы сразу видим глазами. В фотографии все работает иначе. Поэтому, попадая место с красивым видом одной из первых ваших задач должен быть поиск классного переднего плана для него. Не стесняйтесь потратить на поиск много времени. Можно просто ходить от одного переднего плана к другому, делать пристрелочные снимки и выбирать самый выразительный и необычный вариант.
2. Интересный свет
Еще одна общеизвестная вещь, но, удивительно, именно от ожидания красивого света большинство начинающих пейзажных фотографов отказываются в первую очередь. Просто потому что на это нужно время, далеко не всегда удается поймать хороший свет. Плюс к этому, не каждый умеет светом пользоваться. Съемка заката или рассвета воспринимается слишком буквально. Люди ждут момент, когда солнце находится над горизонтом и фотографируют это самое солнце. Просто небо, облака и яркий кружок.
На самом же деле нас интересует не источник света, а то, как свет «ложится» на сцену, то как он взаимодействует с объектами, как задает общую тональность фотографии, создает глубину, объем. Самое главное — хороший свет создает настроение в кадре! Это самый сильный элемент, влияющий на то, будет ли зритель рассматривать ваш снимок. Даже если в кадре слабая композиция, нет выразительных деталей, акцентов, но есть волшебный рассветно/закатный свет, зритель прощает все эти недостатки. Свет создает эмоции, и если вы не пытаетесь использовать его в видовом пейзаже, лучше даже не доставать камеру.
Прежде чем пойдем дальше, пара полезных ссылок на статьи, посвященные разным видам света:
Пейзаж. Свет и настроение
Съемка пейзажа в сумерках
Выразительный пейзаж в «плохую» погоду
3. Сокращение числа деталей
Интересная фотография — понятная фотография. Понятная — это когда в кадре нет ничего лишнего, взгляд сам собой попадает на главный акцент, проходит по всему снимку без препятствий. У зрителя не возникает вопроса, зачем был сделан кадр, чем вдохновлялся и что хотел передать фотограф. Все это я называю визуальной чистотой. Для того, чтобы добиться визуальной чистоты нужно любой ценой упрощать фотографию. Не старайтесь в одном кадре объять необъятное. Не включайте в снимок все, что вам показалось интересным. Сделайте несколько разных фотографий, в каждой из которых будет один главный акцент, а все остальные элементы — на подыгрыше.
Как на практике можно упростить фотографию? Например, за счет кадрирования. Просто исключайте объекты, отвлекающие от главного элемента, из кадра. Это универсальный прием для любого вида пейзажа. При съемке воды идеальным способом упрощения будет избавление от ряби при помощи длинной выдержки. Можно накрутить нейтрально-серый фильтр, можно снимать в сумерках при низком освещении. Добиться визуальной чистоты можно за счет банальной смены ракурса. Отвлекающие элементы можно спрятать за другими объектами или вывести за пределы кадра.
Способов, на самом деле, гораздо больше. Самое главное видеть отвлекающую «грязь» еще на этапе съемки. Тогда у вас будет возможность все исправить и упростить свой кадр. Очевидный способ всегда найдется сам собой.
4. Композиционная связь
Выстраивая композицию видового пейзажа фотограф чаще всего оперирует тремя планами: передний, средний, дальний. Про важность выразительного переднего плана я уже сказал. Но не менее важно визуально связать все три плана композиционно. Это сделать не так просто и очевидно, как дождаться хорошего света, но попробовать, тем не менее, стоит! Для того, чтобы это сделать вам нужно представить фотографию не как копию реального пространства, а как двухмерный рисунок, состоящий из линий. Какие-то из них будут видны хорошо — это сильные линии. Какие-то — плохо, это слабые линии. Ваша задача рассмотреть в кадре сильные линии и попытаться выстроить их так, чтобы они плавно переходили из одной в другую.
Сразу скажу, что в этой задаче нет места строгим правилам и математической выверенности. Силу линий вы оцениваете интуитивно, связность планов редко бывает идеальной. Самое главное — думать об этом в процессе съемки и попытаться сделать все возможное, чтобы у зрителя был комфортный маршрут путешествия по фотографии. Прежде чем ставить камеру на штатив и делать снимок, походите рядом влево/вправо, подвигайте камеру вверх/вниз и постоянно следите через видоискатель, как меняется связь между планами. Да, это звучит сложно, но вы все равно делайте это для каждого снимка. Будет получаться не всегда, но когда получится — это будет открытие!
5. Интересная форма
Если у вас получилось представить пейзаж, как картинку из линий вы, наверняка, увидите вокруг и формы. Некоторые будут слабыми, некоторые — интересными, но с кучей отвлекающих деталей. Но иногда вы будете встречать формы, которые идеально подходят для фотографии: изящные, гармоничные, не перекрываемые отвлекающими деталями. Пропустить эти объекты сложно, от них буквально захватывает дух. Кажется, что кто-то специально поставил здесь это дерево, ветку, камень и т.д.
Такие формы можно использовать для сильного переднего плана. Либо, вовсе, сделать снимок, в котором найденный объект будет занимать центральное место. Смело ставьте форму в центр кадра, убирайте все отвлекающие детали, не бойтесь делать снимок плоским и оставлять только один план. Все ваши решения должны служить только одному: сделать максимальный акцент на идеальную форму! Такой пейзаж я называю «интимным». Вот здесь можно почитать об этом подробнее:
Хотите больше примеров?
Чтобы вам было проще применять описанные выше техники в реальных съемках, я собрал для вас примеры снимков хороших фотографов и отсортировал их по пяти пунктам из статьи. Примеры всегда помогают перейти от теории к практике. Поэтому советую вам скачать их по ссылке ниже и лучше понять суть каждой из пяти вещей.
Скачать ZIP-архив с примерамиИ еще одна вещь. Если вы действительно хотите получить пользу от этой статьи не успокаивайтесь на том, что вы просто ее поняли и отложили в сторону. Я часто сталкиваюсь с проблемой, когда начинающий фотограф очень много знает, читал множество статей, книг, хорошо ориентируется в теории, но… его фотографии не интересно смотреть, в них есть все те проблемы, о которых я сегодня рассказал. Поэтому, после чтения обязательно идите практиковаться. Выберите пару пунктов из статьи и целенаправленно идите их воплощать. Просто понять — недостаточно. Только практика сделает ваши снимки лучше!