1

Как фотографировать снег в пейзаже

С приходом зимы для пейзажного фотографа начинается отдельная, ни на что не похожая, пора охоты за снежными пейзажами. Снег — сильное выразительное средство, зная и используя сильные стороны которого, можно получить очень атмосферные и эмоциональные снимки.

Текстуры и узоры

Мы часто воспринимаем снежный покров, как однородную белую поверхность, однако для пейзажного фотографа важно уметь внимательно смотреть на детали, находить упорядоченность и гармонию среди привычного природного хаоса. При более пристальном наблюдении снег часто дарит нам все то, что мы ищем. Снег далеко не всегда ложится на пейзаж ровным одеялом. На него оказывает влияние ветер, образуя причудливые узоры из снежных надувов. Из под снега пробиваются камни и скалы, задерживая на себе сугробы. Снега может быть недостаточно, чтобы покрыть все пространство сплошным белым слоем, и тогда простор для поиска форм, линий и текстур становится еще большим. Снег может преобразить привычный и уже много раз отснятый пейзаж, буквально нарисовать в знакомом месте новые очертания. Поэтому занятие фотографией в снежных условиях — это всегда возможность переосмыслить свое отношение к знакомой локации, где фотографу до сих пор был известен практически каждый удачный ракурс.

Минимализм

Еще одним сильным свойством снега является способность упрощать окружающий пейзаж, делать его простым, лаконичным и, зачастую, графическим. Снег, словно белый лист бумаги, создает пустое пространство, внутри которого фотограф может расставлять нужные ему элементы пейзажа мало заботясь об окружающем хаосе других объектов. Для создания кадра можно использовать абсолютно любой объект. Дерево, куст или скала останутся на кадре уверенным контрастным росчерком, в то время, как слабая тень или призрачные формы сугроба или снежного намета могут дополнять картину своей иллюзорной красотой. Для съемки лаконичных кадров хорошим союзником снегу может быть туман, который еще сильнее упростит пейзаж и добавит туда намеки и недосказанность.

Снег и цвет

Снег обладает одной необыкновенной особенностью примерять на себя цвета окружающего освещения. Днем, когда солнце имеет нейтральную цветовую температуру, снег — белый. Однако понаблюдайте за снеговыми полями утром или вечером. В глубоких сумерках основной тон снега — синий. Это цвет холодного неба, которое до восхода солнца освещает пейзаж отраженным от атмосферы Земли солнечным светом. Однако, стоит появиться на горизонте первым намекам на краски, снег немедленно меняет свой оттенок, теплеет, розовеет, и становится больше фиолетовым, нежели синим. Ну а как только солнечный диск показывается над горизонтом, снег тут-же, словно хамелеон, сбрасывает с себя всю синеву, резко теплеет, а затем постепенно приходит к привычному нам белому цвету. Безусловно, те же наблюдения справедливы не только для снежного пейзажа. Однако, на снегу все это проявляется очень ярко и наглядно, все изменения цвета снега видны любому, даже не тренированному взгляду. Все это делает пейзажи, снятые в сумеречные и утренние часы, невероятно атмосферными и сказочными.

Технические моменты

Фотосъемка в снежных условиях — непростое испытание для автоматики вашей камеры. Если у вас стоит автоматическое определение баланса белого, особенно в сумеречных условиях, камера будет настойчиво пытаться сделать фотографии чрезмерно теплой, тем самым нейтрализуя ту сказочную синеву, ради которой фотограф и приходит на съемку до рассвета. Поэтому стоит пользоваться ручной настройкой баланса белого, подбирая его на глаз. Хорошей идеей будет сделать пару тестовых кадра с преднастройками для ясной и пасмурной погоды, выбрав из них более подходящий под ваше видение результат. Помимо этого, экспонометр вашей камеры будет часто ошибаться, делая фотографии темными и недоэкспонированными. Поэтому всегда следите за гистограммой своих снимков и, в случае необходимости, используйте поправки экспозиции в сторону плюса (обычно поправка колеблется в пределах +0,3..+1EV).

Сложности

Занимаясь фотосъемкой в отрицательные температуры, важно понимать с какими сложностями приходиться сталкиваться практически каждый раз. Самый важный фактор — это мороз. Большинство камер работают без видимых проблем при морозе в -10..-15 градусов, но при более низких температурах уже возможны перебои в работе затора и механизма подъема зеркала. В сильный мороз у объективов начинает замерзать смазка. Также нужно помнить о том, что время жизни батарей на морозе сокращается, поэтому хорошей идеей будет держать дополнительные аккумуляторы к камере где-то во внутреннем кармане, поближе к телу. Занимаясь фотографией зимой нужно очень тщательно подойти к подбору одежды, чтобы не мерзнуть во время съемки. Вам должно быть тепло, иначе в замерзшем состоянии будет уже не до фотографии.

Помимо этого нужно стараться минимизировать появление конденсата на камере и фототехнике после съемки. Не стоит сразу заносить рюкзак с фото оборудованием с улицы в теплое помещение. Если есть такая возможность, постарайтесь максимально сгладить процесс нагрева вашей техники до комнатной температуры, не открывайте рюкзак в помещении в течение нескольких часов, и тогда количество конденсата будет минимальным.

  • http://www.panoramio.com/user/8086404 Сергей Петров

    Спасибо за интересную и показательную статью!

Комментарии для сайта Cackle