Все хотят идеально резкие кадры. Я знаю это, потому что разговариваю со своими студентами на мастер-классах. Вопросы обычно касаются трех вещей: техническое качество, поиск кадра и композиция, обработка. Подавляющее большинство вопросов о технических аспектах фотографии касаются именно получения резкого кадра.
Сегодня мы поговорим об этом очень подробно. Сначала я дам немного теории, а затем мы перейдем к практическим методикам: как добиться максимальной резкости на всех планах снимка.
Субъективность понятия «резкость»
Конечно целью всех настроек камеры, связанных с резкостью, является получение резкой картинки на всех планах кадра. Одновременно резким должен быть как передний план, так и объекты расположенные на бесконечном удалении от фотоаппарата. Так формулируется задача в большинстве случаев. Однако, прежде чем перейти к рассказу о практических методах фокусировки, используемых в пейзажной фотографии, я бы хотел обратить ваше внимание на одну очень важную штуку: понятие резкости субъективно. Например, мы берем камеру, фокусируемся на, скажем, камень и делаем снимок. При этом мы видим, что на итоговой фотографии возникает зона резкости, в которую попадает наш камень, некоторые объекты перед ним, и некоторые объекты за ним. Мы с уверенностью можем сказать, что наш камень является 100% резким. То же самое мы можем сказать и об объектах, которые находятся рядом с ним.
Однако, чем дальше от камня перемещается наш взгляд, тем все более сложной становится задача определения резкости объектов, встречающихся нам по пути. Что-то нам кажется однозначно резким, что-то — слегка размытым, но вроде бы резким, а что-то попадает в «серую зону», когда точно сказать резок ли данный объект очень и очень сложно. То есть выходит, что на любой локации, при любых настройках камеры 100% резкими бывают лишь те объекты, которые попадают в плоскость фокусировки, а все остальное — дискуссионно. И мы просто должны заранее условиться, что для нас является допустимо резким, а что — уже нет. Таким образом, граница зоны резкости — всегда условна и зависит от того, какая детализация на итоговом кадре является для нас приемлемой.
Гиперфокальное расстояние
Теперь давайте разберем один несложный пример. Мы берем камеру и фокусируемся на бесконечность. Это может быть гора на заднем плане или непосредственно линия горизонта. На полученной фотографии все бесконечно удаленные от нас объекты будут однозначно резкими, а вот все, что находится ближе будет становиться все более и более не резким. То расстояние, начиная с которого резкость объектов перестает быть для нас приемлемой, называется гиперфокальным. Для каждого фокусного расстояния и для каждого значения диафрагмы гиперфокальное расстояние будет свое, и вычисляется оно по специальной формуле. Если мы знаем гиперфокальное расстояние для текущих значений диафрагмы и фокусного расстояния, мы можем получить максимально возможную глубину резкости для этих настроек. Для этого достаточно вручную сфокусироваться на гиперфокал, при этом в зону резкости будут попадать все объекты от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.
Кружок нерезкости
Возвращаясь к условности понятия резкости, нельзя не затронуть еще один важный параметр, который как раз и определяет ту границу, которая делит области кадра на резкие и не резкие. Называется он кружок нерезкости. Давайте представим, что каждый объект в кадре состоит из множества световых точек. В плоскости фокусировки каждая такая точка имеет минимальный размер, поэтому и весь объект кажется нам детализированным и резким. При этом, чем дальше объект удален от плоскости фокусировки, тем все больший и больший размер имеет каждая такая точка. То есть получается, что удаленные от плоскости фокусировки объекты состоят уже не из точек, а из пятнышек, и чем крупнее эти пятнышки, тем менее резким выглядит объект. Одно такое пятнышко и называется кружком нерезкости. И, для того, чтобы точно установить границы зоны резкости, мы должны условиться о максимально допустимом размере кружка нерезкости. Проще говоря, мы должны сказать: все объекты, состоящие из пятнышек размером X или меньше — резкие.
Какой же размер кружка нерезкости считается стандартным? Все современные производители фототехники используют значения 28 микрон. Именно по нему рассчитываются и наносятся на объективы специальные шкалы гиперфокальных расстояний, по которым можно ориентироваться при выборе правильной точки фокусировки (шкалы бывают только у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, да и то не у всех). Однако этот стандарт, принятый в середине прошлого века, уже заметно устарел. Размер пикселя матрицы современной цифровой камеры равен 5-10 микрон, что в 3-6 раз меньше стандартного размера кружка нерезкости. Поэтому корректным размером должно быть число сопоставимое с размером пикселя вашей камеры (у Владимира Медведева есть полезная таблица с характеристиками камер). В целом же можно принять за стандарт 10 микрон для камер с кроп-фактором и 15 микрон для полнокадровых кадр с более крупным пикселем матрицы.
Фокусирование на широком угле по таблицам
Теперь давайте перейдем к практическим способам фокусировки. Первый способ подразумевает использование таблиц или калькуляторов гиперфокальных расстояний. Если в вашем распоряжении таблица, убедитесь, что она рассчитана для кружка нерезкости адекватных размеров: 10-15 микрон (размер кружка должен быть сопоставим с размером пикселя вашей камеры). В случае с калькулятором также убедитесь, что размеры этого параметра заданы правильно (не используйте калькуляторы, в которых нельзя вручную задать кружок нерезкости). Предполагаем, что ваш кадр уже выстроен, вы готовы снимать, осталось только найти точку фокусировки и выставить правильную диафрагму. Алгоритм работы с таблицей такой:
- Оцените примерную дистанцию до самых ближних объектов, которые попадают в кадр и должны быть резкими. Назовем это расстояние X.
- Найдите в таблице для вашего фокусного расстояния гиперфокал равный дистанции примерно вдвое больше X.
- Посмотрите какой диафрагме соответствует это гиперфокальное расстояние.
- Выставьте это значение диафрагмы на камере (можно для уверенности дополнительно прикрыть диафрагму еще на одну позицию).
- Вручную сфокусируйтесь на гиперфокальное расстояние.
- Сделайте кадр.
Фокусирование на широком угле: практический способ
Предыдущий способ дает максимальную точность, однако из-за необходимости использования таблиц или калькуляторов он слегка громоздок. Также препятствием может стать неточная или неполная шкала расстояний на объективе. Зачастую, в особенности на зум-объективах, отметки на шкале нанесены всего до 1-2 метров, после чего сразу располагается отметка бесконечности. То есть точно сфокусироваться вручную на расстояние более 2 метров не представляется возможным. Поэтому я хочу предложить вам другой способ, не требующий таблиц и не предполагающий ручное наведение на резкость. Если внимательно изучить таблицы гиперфокальных расстояний для основных фокусных расстояний, видно, что значения для закрытых диафрагм (f/11 — для кроп-камер и f/16 — для полнокадровых камер) лежат в пределах от 1 до 3 метров. Поэтому, если все время снимать на этих значениях диафрагмы, для выбора точки фокусировки достаточно просто оценить сцену на глаз. Если объекты переднего плана расположены на расстоянии от 1,5 метров от камеры, то достаточно просто сфокусироваться на них, используя автофокус. Если же объекты расположены ближе, то точку фокусировки можно расположить немного за ними, в пределах тех же 1,5 метров. В большинстве случаев такой способ работает, а в случае сомнений всегда можно оценить резкость переднего и заднего планов по экрану камеры и, в случае необходимости, скорректировать точку фокуса или еще прикрыть диафрагму (без лишней надобности значения меньше f/16 лучше не использовать из-за появления заметного эффекта дифракции, приводящего к существенной потере детализации кадра).
Фокусирование на телеобъектив
Два описанных выше способа имеет смысл применять при съемке на широкоугольный объектив. В случае пейзажной фотосъемки на телеобъектив, чаще всего все значимые элементы кадра расположены далеко от камеры. Поэтому в этом случае достаточно просто фокусироваться на бесконечность при помощи автофокуса. Для уверенности в качестве объекта фокусировки можно выбирать самый ближний из все элементов кадра.
Это мой метод. Я использую его много лет, и он отлично работает. Призываю вас не просто читать, а сразу же пробовать эти техники на практике.
Да, и не забудьте поделиться этой техникой со своими друзьями в соцсетях. Пусть у них тоже больше не будет проблем с резкостью. Нажимайте на социальные кнопочки под статьей. 🙂