Всякий раз, когда фотограф создает новый кадр, ему приходится принимать множество решений от которых зависит результат. В том числе решений композиционных. Природа предоставляет нам огромное количество самых разных элементов пейзажа из которых можно сконструировать свой кадр. Знание сильных и слабых сторон этих элементов позволяет выстраивать композицию осознанно, а при некотором опыте эта осознанность плавно превращается в интуицию.
Линии в пейзажной фотографии применяются повсеместно. Это одни из самых сильных элементов,умелое использование которых невероятно важно для итогового результата. Линии окружают нас повсюду. Мы приходим на место съемки по горной тропинке. Тропинка — это линия. Любой ручей или река — это тоже линия. Водопад и вовсе стоит исключительно из линий: отдельных струек и порогов. Береговая линия уже содержит это слово в своем названии. И правда, мы всегда можем очень точно проследить линию, разделяющую море и побережье. Более того, такую же линию мы увидим на границе любых двух стихий: неба и воды, неба и земли. При съемке сельских пейзажей линии заборов и оград — наши постоянные спутники. А создавая кадры в пустыне, красивые и выразительные линии рисуют для нас гребни дюн. И это только самые очевидные примеры. Ведь если присмотреться, линии проявляются в виде скальных трещин, в линии могут выстраиваться несколько объектов на разных планах фотографии, тени на земле — это тоже линии.
Одним из основных сильных свойств линии с точки зрения композиции является ее способность создавать в кадре перспективу. Любые две сходящиеся линии, как, например, линии берегов горного ручья, немедленно превращают фотографию в объемную. Также работает и горная тропинка, и линия забора.
Также линия — это маршрут. Маршрут для взгляда. При помощи линий мы можем оживить свой кадр, заставляя зрителя моментально оказаться внутри него, жить в нем, перемещаться в нем от объекта к объекту по тем правилам, которые придумали мы сами. Линия берега моря является примером такого навигатора. Взгляд моментально находит отправную точку маршрута и движется вдаль строго по маршруту.
Причудливый рисунок из линий скальных трещин направляет внимание на средний и задний планы.
Линии скалы на границе земли и воздуха, а также перекликающаяся с ними форма куста, плавно переводят внимание на симметричный полукруглый изгиб гор на заднем плане, после чего взгляд возвращается снова к началу пути.
Линии, выстроенные с определенной ритмичностью также весьма интересны. Они могут как работать на перспективу, так и управлять взглядом зрителя.
Нельзя забывать и способность линий передавать динамику того, что происходит в кадре. Любой кадр с водопадом, снятый на широкий угол и акцентирующий внимание на линиях их которых он состоит, очень хороший пример этому тезису.
Ну и конечно из линий можно создавать очень лаконичные и графические кадры.