В пейзажной фотографии есть один очень расхожий совет: увлекшись съемкой интересного сюжета, тем не менее, не забывайте оборачиваться и смотреть, что происходит у вас за спиной. Несмотря на то, что с ним знакомы практически все фотографы, от новичков до самых зубров, позволю себе напомнить его важность еще раз и приведу в подтверждение этому несколько примеров из личного опыта.
Фотография, вынесенная в заголовок этой записи, сделана в Хибинах. В большинстве случаев все мое внимание при фотосъемке в режимное время обращено в сторону солнца. После заката, а также в недолгие минуты до захода солнца, там обычно возникают самые яркие краски в небе, там зачастую происходят самые драматические события вечера. Однако, тем вечером основная часть облаков сконцентрировалась на противоположной стороне неба, в то время, как в районе заката облачности практически не было. Все это привело к таким невероятным условиям. Длились эти краски всего 2-3 минуты, и если бы я забывал оборачиваться, и не умел распознавать первые признаки таких условий, я бы не успел сделать эту фотографию, так как для этого нужно было быстро и заранее обогнуть озеро и найти место с другой его стороны.
То незабываемое утро, эпизод из которого запечатлен на фотографии, начиналось очень скверно. Я проводил мастер-класс в Карпатах, и это был наш с группой последний выход на рассветную съемку. Было ветрено, на середине пути к месту съемки начал моросить дождь, при этом небо становилось все более хмурым, и буквально на глазах на горизонте исчезали последние светлые пятна через которые могли бы пробиться первые солнечные лучи. Тем не менее, мы не сдавались, и, выйдя на место, продолжали ждать. Восхода солнца мы не увидели из-за облаков, однако через несколько минут, вдруг, в плотной пелене образовалась прореха, через которую к нам хлынул яркий, насыщенный, желто-оранжевый свет. Дождь продолжал моросить, обернувшись назад, я увидел гигантскую радугу через все небо, великолепно контрастирующую с темными свинцовыми облаками. На то, чтобы добежать до дерева и сделать этот кадр было несколько минут. А если бы я оглянулся позже, фотография могла просто не состояться.
Порой, привычка оборачиваться помогает не только не пропустить смену световых или погодных условий, но и поймать момент, который вряд ли когда-нибудь может повториться. В тот крымский вечер на Демерджи условия были фантастические. Мягкий закатный свет, море из облаков с торчащими из него горными пиками, отличные передние планы из скал и снега. Уйдя с головой в построение видового широкоугольного кадра, я, вдруг, услышал какую-то возню и собачий лай за спиной. Обернувшись, я увидел двух щенков, которые выбежали на мою позицию, и носились как угорелые по соседним скалам. Один из них несколько раз выбегал на выразительный выступ, на мгновение замирал, разворачивался и снова убегал. За те пару минут мне удалось быстро сменить объектив, чуть скорректировать точку съемки и сделать несколько дублей, лишь один из которых поймал тот самый нужный момент.
И напоследок еще одна короткая история. Снимая как-то пейзаж с одного из карпатских пригорков, я выстраивал кадр, не отрывая глаза от видоискателя. Я пластался по земле, пятился назад, не думая ни о чем, кроме кадра. В какой-то момент я уперся спиной в небольшое скопление деревьев, но не остановился и не глядя продирался сквозь ветки и стволы дальше. В конце-концов сделав кадр, я услышал за собой негромкий треск веток. Оглянувшись, в тридцати сантиметрах от своего лица я обнаружил очень недовольную морду лежащей на земле коровы, которая облюбовала себе местечко среди деревьев, и мое присутствие ее явно не радовало. Драматического развития история не получила, я просто улыбаясь пошел по своим делам, однако на миг в голове мелькнула мысль, что все-таки не зря в статьях и учебниках фотографам советуют оборачиваться почаще. Никогда не знаешь к кому в гости ты попадешь в следующий раз.