Негативное и мертвое пространство

Работая над фотографией, мы всегда ограничены прямоугольной рамкой кадра. Мы вольны использовать предоставленное нам пространство как нам заблагорассудится. Мы можем включать в кадр одни объекты, оставлять за границами видимости другие. Мы можем выбирать главных персонажей и усиливать акценты на них, или, напротив, создавать абстрактные или графические композиции, где нас интересует узор, текстура или ритм. Тем не менее, какой бы кадр мы не выстраивали, мы всегда работаем с пространством. При этом, очень важно понимать, что пространство — это не просто то место, где мы можем располагать наши объекты. Пространство само часто бывает объектом.

Существует такое понятие — негативное пространство. Обычно так называют пространство, окружающее главный объект фотографии или рисунка. Негативное пространство, несмотря на свое не позитивное название, может быть очень хорошим выразительным средством. С его помощью мы можем добиваться самых разных вещей.

1. Заставлять фотографию дышать, наполнять ее воздухом.

china02_june_2010_DSC_0309

2. Выделять один, непохожий на все остальное, объект, выгодно подчеркивая необходимый контраст.

carpathians02_october_2011_DSC_0398222

3. Создавать однородный фон для четкого и читабельного разделения планов.

4. Создавать иллюзию бесконечности пространства, внутри которого живет главный объект съемки.

_DSC1661

5. Подчеркивать контраст между объектами, заложенный в фотографию автором.

nepal01_november_2010_DSC_0878

Но самое главное: правильное использование негативного пространства делает фотографию простой, лаконичной и читабельной. Такие фотографии очень просто воспринимать, они моментально находят отклик у зрителя, без преград считывающего высказывание фотографа.

Помимо негативного пространства, существует пространство мертвое. Оно тоже окружает основные объекты съемки, однако работает оно абсолютно противоположным образом. Мертвое пространство заполнено множеством отвлекающих и сложно различимых деталей. Оно мешает и заслоняет собой высказывание фотографа, и первое, что хочется сделать при просмотре фотографий с мертвым пространством — немедленно избавиться от него.

В этом примере на переднем плане расположены кусты с красными листьями, сливающимися в одно сплошное и не читаемое пятно, за которым расположилась зона бурой травы. Такой передний план ничем не оправдан, он не работает композиционно, он эстетически не привлекателен, он неряшлив и сумбурен. Это пространство лишь отвлекает от красивых гор на заднем плане и атмосферных высокогорных домов на среднем. Это мертвое пространство.

Похожая ситуация и в этом примере. Великолепная горная гряда теряется на фоне бесформенного бурелома на переднем плане. Взгляд то и дело возвращается к этим поваленным деревьям, и безуспешно пытается отыскать во всем этом гармонию. Это похоже на состояние зрителя, сидящего в кинотеатре на просмотре увлекательного фильма, но вынужденного постоянно отвлекаться на невнятный разговор соседа по мобильному телефону: в какой-то момент ты, волей неволей, начинаешь вслушиваться в шепот говорящего, теряя историю на экране.

Понимание того, как правильно использовать пространство кадра, поможет максимально четко донести свое послание зрителю. Поэтому при выстраивании своих фотографий стоит стремиться к использованию негативного пространства и избегать мертвого пространства.