Выбирая широкоугольный объектив для пейзажной фотографии каждый фотограф, помимо учета технических характеристик, руководствуется также и стилем своей работы. Кто-то считает универсальность зум-объектива важнее всего остального, кто-то выбирает один или несколько «фиксов» за их исключительное качество и светосилу, жертвуя удобством работы. Правильного ответа в таком выборе не существует. Лично я всегда снимают на зум-объектив, имея ввиду одну очень важную для меня особенность о которой редко вспоминают.
Чаще всего логику работы объектива с переменным фокусным расстоянием представляют довольно линейно. Кольцо зуммирования используется для того, чтобы приблизить дальние объекты или плотнее скадрировать снимок, если, вдруг, это стало необходимым, когда штатив уже установлен, и передвигать его не хочется. При этом многие забывают о том, что при изменении фокусного расстояния меняется не только кадрирование, но и перспектива. Чем шире используемое фокусное расстояние, тем сильнее разжимается перспектива, при этом все объекты средних и дальних планов визуально отдаляются и становятся меньшими по размеру. Памятуя об этом свойстве правильнее применять другую логику использования кольца зуммирования. Изменение фокусного расстояния следует в первую очередь использовать для изменения соотношения, баланса планов. Например, если мы строим широкоугольный кадр, и на заднем плане у нас красивая гора, не следует применять самое широкое фокусное расстояние, потому что в этом случае визуально значимый элемент пейзажа превратится на снимке в малозначительный, и ваша фотография не будет в полной мере отражать ту мотивацию, которая побудила вас сделать кадр. Ведь вам понравился пейзаж в целом, включая и эту самую гору на дальнем плане. В такой ситуации стоит попробовать покрутить кольцо зуммирования, глядя в видоискатель, пытаясь найти верный баланс между передним и задним планом. После чего, уже не трогая зум, не отрывая взгляда от видоискателя, найти правильное положение камеры: возможно, отойти назад или изменить высоту точки съемки.
Работая над этой фотографией, мне хотелось сконцентрировать внимание зрителя на пне с очень выразительными и витиеватыми корнями. Одновременно с тем мне было очень важно показать особенность того места, где он находится (каньон Брайс). Первым желанием было использовать максимально широкий угол, что всегда выигрышно для выразительного переднего плана. Однако в этом случае все очарование и необычность каньона улетучивались, так как все детали заднего плана становились мало различимыми, и все эти прекрасные древние стены сливались в однородную красную массу. Используя кольцо зуммирования, я смог отыскать верное фокусное расстояние (28мм в 35-мм эквиваленте): достаточно широкое, чтобы не потерять выразительность пня, но, в то же время, и не сильно разжимающее перспективу.